Прозрачная сертификация — эффективный механизм регулирования отрасли органической сельскохозяйственной продукции

Доклад в рамках 15-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень — 2013» на научно-практической конференции «Перспективы развития рынка органической сельхозпродукции в России»

докладчик: Я.М.Любоведский,
Исполнительный директор Союза органического земледелия

Тема доклада: «Открытая система сертификации как механизм регулирования отрасли органической сельскохозяйственной продукции»

По оценкам западных экспертов, в России рынок органической продукции 5,5 – 11,5 млрд. рублей, более 90% которого импорт. В Союзе органического земледелия с такой оценкой согласны отчасти. Это оценка рынка де-юре, но по факту рынок органической продукции все же в десятки раз выше и превышает 100 млрд. рублей. Проблема рынка органической продукции в том, что в России до сих пор нет юридического определения, что такое органическое земледелие. Основная часть производителей такой продукции в России не видят смысла при такой ситуации проходить сертификацию. Получается странная картина рынка органики — 58% россиян желают приобретать органическую продукцию (источник: РОМИР), 21% россиян «знают детально что такое органические продукты питания» и стараются покупать именно их (источник: Фонд Посткризисный мир ), а рынок органики в продовольственном секторе официально занимает долю не более 0,1%. Здесь видны явные противоречия. Де-факто рынок органики огромен, а де-юре как ни крути (все эти органик био эко продукты) не превышает 11,5 млрд. рублей. К тому же почти весь состоит из импорта… Пора констатировать факт, что основной объем отечественной органической продукции, а по нашим оценкам это более 100 млрд. рублей, сегодня продается в «серую».

580_210_001

Главный вопрос, на который нам с Вами необходимо сегодня ответить:
Что нужно сделать, чтобы к 2018 году, в секторе организованной торговли объем продаж органической продукции превышал 100 млрд. рублей и более 90% этой продукции была отечественная?

Мы все с Вами понимаем прекрасно что, заставить или вынудить производителя пройти сертификацию невозможно. На сертификацию производства органической продукции пойдут только в случае, если будут созданы условия, когда добросовестное производство будет являться главным конкурентным преимуществом. Когда получение статуса органическая продукция будет гарантировать конкурентные преимущества. Добросовестные производители заинтересованы в формировании честного рынка, справедливой торговли. Нужен полностью прозрачный механизм сертификации, открытый и понятный каждому.

На сертифицированной органической продукции в обязательном порядке должна находиться маркировка со всей необходимой информацией о продукте и сертификационном органе проводившим сертификацию. Перечень информации на маркировке вы можете видеть на слайде. За пример взяты маркировки ЕС и Китая.

markerovkaEC

Из изложенной системы маркировки органической продукции мы видим следующий механизм регулирования. Сертификация производства органической продукции и присвоение соответствующего статуса осуществляется аккредитованным в органах государственной власти специализированным органом по сертификации. Исполнительный орган государственной власти ведет реестр сертифицирующих организаций и осуществляет надзор за их деятельностью, а так же через эти специализированные органы по сертификации контролирует производителей органической продукции. Договор между сертифицирующей организацией и заказчиком сертификации позволяет проверяющим органам (в том числе представителям органов государственной власти) в любой момент проводить контрольные проверки и экспертизы объектов сертификации.

Органы по сертификации в обязательном порядке ведут реестры производителей и продукции прошедших у них сертификацию. Предоставляют полную информацию исполнительному органу государственной власти для ведения федерального реестра, который находится в открытом доступе. На маркировке обязательно указывается сайт на котором в открытом доступе предоставлены реестры по органической продукции.

В такой модели нет места для коррупции и нет возможности в системе организованной торговли реализовывать контрафактную продукцию. Поясню. Подкуп чиновника отвечающего за внесении в государственный реестр становится бессмысленным, так как это делается через орган по сертификации и только на основании проведенной сертификации. Подкупать проводящих сертификацию так же бесперспективно. Выполнение работ сертифицирующей организации контролирует государство и к тому же её деятельность на виду у потребителей органической продукции и её конкурентов… Для сертифицирующей организации это не оправданный риск, угроза потерять аккредитацию и полностью прекратить свою деятельность. Предлагаемый механизм регулирования рынка органической продукции когда информация о сертификации открыта и доступна контрафактная продукция быстро выявляется. Таким образом, репутационные риски и риски быть привлеченным к ответственности за контрафакт гораздо выше, чем краткосрочные выгоды.

Данный механизм регулирования рынка не требует дополнительного финансирования от государства и в то же время позволяет избежать искусственные барьеры для развития рынка органической продукции в виде неоправданной бюрократии и абсурдных требований к производителям со стороны контрольных органов. Это позволит в полной мере реализовать потенциал России в данной сфере как на внутреннем рынке, также на мировом.

Отечественная сельхозпродукция со статусом органическая способна дистанцироваться от дешевого, низкокачественного импортного продовольствия и за счет качества быть конкурентоспособной в условиях ВТО. Органическое земледелие способно стать механизмом спасения и защиты села в России. После принятия адекватных законов и стандартов, уже в течении 5 лет Россия может занять 10-15% мирового рынка органической сельхозпродукции. По прогнозам IFOAM объем мирового рынка органики в 2020 году составят $250 млрд. Потенциал внутреннего рынка органической продукции в России к этому времени составит 300-400 млрд. рублей, и еще столько же экспортный потенциал, что в сумме составляет примерно 700 млрд. рублей (источник: ФГУП «ВНИИ АГРОЭКОИНФОРМ»). В социально-экономическом отношении это сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции более 15 000. Созданных новых рабочих мест на селе — порядка 1 000 000! С высоким уровнем дохода.

2020_ORGANIC_RUSSIA

От участников рынка органической продукции только требуется договорится, что на территории признается органическим сельским хозяйством и соответственно органической продукцией. Россия великая страна, она прекрасна своим многообразием. В России десятки климатических зон, огромное разнообразие условий. Универсального для всех регионов России нормативного документа быть не может. Мы должны договорится об общих нормах к производству органической продукции в России. Договорившись об общих нормах в производстве органической продукции в России и применив систему регулирования, о которой говорил выше, мы с вами сможем реализовать одно из главных конкурентных преимуществ России – единство многообразия!

Подробнее механизмы регулирования рынка органической продукции приглашаю обсуждать на мероприятиях и рабочих встречах Союза органического земледелия.

Обсуждение закрыто.