Пояснительная записка ко второй редакции законопроекта 2013 года «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»

3953206848_878b0506dc

Законопроект не обсуждался с профессиональным сообществом, отраслевыми союзами (ассоциациями), в документе отсутствует взаимосвязь с реальным положением дел в органическом сельском хозяйстве.

Основные концептуально ошибочные положения в документе:

1) Отсутствуют упоминания о признании международных требований к органической продукции. Законопроект не корреспондирует с международными нормами ведения органического сельского хозяйства. Это ведет к изоляции российского законодательства в сфере органического земледелия и его недееспособности на мировом рынке органической продукции. Российский сельхозпроизводитель от получения статуса в своей национальной системе не получит возможности признания на мировом рынке и не сможет реализовать свои  конкурентные преимущества. На территории России получат популярность системы сертификации других государств. Органическое сельское хозяйство будет развиваться по правилам, которые будут устанавливаться не в России и не для России. Россия обладает самыми большими ресурсами для органического сельского хозяйства в мире. Россия может стать лидером мирового рынка органической продукции, диктовать свои правила игры, у России есть для этого возможности.

2) Отсутствует понятие о сертификации, открытой и прозрачной процедуры, на основании которой присваивается статус — производство органической продукции. В органическом сельском хозяйстве многие критерии соответствия требованиям стандарта оцениваются экспертным путем и на основании качественных (а не измеряемых количественных) показателей.  Важно, чтобы система сертификации была открыта и прозрачна для профессионального сообщества и потребителей, чтобы ее можно было контролировать, как это и происходит во всем мире.

3) В законе предлагается единоличный контроль за всеми процессами производства закрепить за Федеральным органом исполнительной власти. В России отсутствует образование в сфере органического сельского хозяйства, и нет необходимого количества компетентных специалистов ни в одном госоргане, потребуются переподготовка и новые должностные ставки. Это затратный путь, который требует от государства значительных финансовых и человеческих ресурсов. Более того, при единоличном контроле, когда есть возможность написать субъективное экспертное заключение, возникает благоприятная среда для коррупции. Централизация принятия решений приводит к потере регионами компетенции развивать органическое сельское хозяйство с учётом особенностей регионов. Подпадая под зависимость федерального центра создается система «узкого входа», что в конечном итоге создаст благоприятную коррупционная среду. Получить регистрацию производства и продукции будет проще тем, кто ближе к федеральному центру.

4) Отсутствует статья об участие профильных союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии органического сельскохозяйственного производства. Все бремя развития огромного и нового сектора накладывается на бюджетные организации, оторванные от реального положения дел в органическом сельском хозяйстве. Развитие органического сельского хозяйства ограничится бюджетным финансированием государства, интересы реального сектора не будут учтены, развитие сектора будет существенно ограничено и заторможено.

5) Статья 14 законопроекта предлагает: «Приостановление производства органической продукции осуществляют уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в установленном им порядке в случаях выявления нарушений в ведении органического производства и (или) установления его несоответствия требованиям, предъявляемым к условиям производства органической продукции». В законе есть порядок потери статуса органического производителя и полномочия останавливать производство при субъективной экспертной оценке госоргана абсолютно излишняя норма. Данная статья создает условия для коррупции и недобросовестной конкуренции. Статья 14 данного законопроекта откровенно демотивирует получать статус производителя органической продукции.

6) Статья 17 гласит: «Действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяется на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении производства органической продукции». Это ставит производителей экологически чистой, органической продукции в неравные условия с представителями традиционного производства продуктов питания и создает дополнительные механизмы давления на производителей органической продукции и для коррупции. Абсурдно лишать законных прав предпринимателей при осуществлении госконтроля за то, что они производят продукцию с повышенным уровнем качества.

В документе есть ряд грубых фактических ошибок. Отсутствуют статьи 8 и 10, есть две совершенно различные статьи под одинаковым номером 16. В части определении органической продукции, статья 2, пункт 6 предлагает признавать таковой продукцию вообще не содержащую органических компонентов, а «содержащие в своем составе не менее 95 % пищевых ингредиентов от массы всех ингредиентов».

Выводы:

Данный законопроект создает систему, которая существенно ограничивает развитие органического сельского хозяйства России. Законопроект способствует образованию благоприятной среды для коррупции и недобросовестной конкуренции.

Предложение:

Союз органического земледелия выступает за то, чтобы закон создавал условия для развития органического сельского хозяйства как механизма повышения доходов и уровня жизни на селе и как следствие, устойчивого развития сельских территорий. Продукция органического сельского хозяйства принципиально отличается более высоким уровнем качества от произведенной традиционным путем. Органическая продукция отвечает особыми критериями качества, что позволяет удовлетворять потребности в здоровой и экологически чистой продукции. Для малых и средних форм сельского хозяйства, которые в условиях ВТО не способны конкурировать ценой с крупными транснациональными компаниями, органическое сельское хозяйство позволяет выигрывать конкуренцию за счет особого качества продукции.

Союз органического земледелия предлагает такой путь развития, который не требует от государства больших финансовых вложений, где будет больше компетенций у регионов и работают рыночные механизмы развития.

Предлагаем разрабатывать и принимать национальный стандарт, федеральные законы, в том числе техрегламент на органическую сельскохозяйственную продукцию с учетом мнения регионов и профильных профессиональных объединений. Федеральный орган исполнительной власти занимается аккредитацией органов по сертификации и осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законов, норм и правил ведения органического сельского хозяйства, ведет реестр сертифицирующих организаций.

Региональные органы государственной власти выбирают из федерально реестра сертифицирующие организации для своей территории. Могут создать свой орган по сертификации, который будет обязан аккредитоваться на федеральном уровне, и внесен в реестр сертифицирующих организаций. Сертификация органической продукции осуществляется на добровольной основе.

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации в соответствии с законом о техническом регулировании.

Производитель или продавец, использующий для маркировки и рекламирования продуктов и их ингредиентов, которые удовлетворяют требованиям органической продукции иных терминов, их сочетаний, сокращений или производных на территории Российской Федерации, обязан иметь сертификат в соответствии с российскими нормативно-правовыми актами и законодательством об органическом сельском хозяйстве. В противном случае это ввод в заблуждение потребителей, что влечет за собой гражданско-правовую, административную ответственность.

Органическая продукция, прошедшая сертификацию получает регистрационный номер, который в обязательном порядке публикуется в открытом доступе, для осуществления общественного контроля над маркировкой данной продукции.

В такой модели создается многоступенчатая система контроля качества – государственный контроль и надзор на федеральном и региональном уровнях, а так же системы сертификации и общественный контроль. При этом производитель органической продукции не будет перегружен излишней бюрократической волокитой. Все формальности осуществляются в рамках сертификации, силами самих органов по сертификации. Производитель будет заниматься производством, а не справками.

Согласно исследованиям и по прогнозам Союза органического земледелия, после принятия Национального стандарта на органическую продукцию уже в течение 3 лет, в России будет зарегистрировано более 5 000 производителей органической сельскохозяйственной продукции. Мультипликативный эффект которых обеспечит прирост ВВП России и налогооблагаемую базу более чем на 100 млрд. рублей.

Создав условия для развития органического сельского хозяйства, Россия уже к 2020 году способна стать мировым лидером в производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции с оборотом в данной сфере свыше 300 – 400 млрд. рублей на внутреннем рынке и объемом экспорта свыше 300 млрд., и, таким образом, занять 10-15% мирового рынка. По экспертным оценкам количество сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции в России к 2020 году превысит 15 000. Развитие органического сельского хозяйства в России, позволит на селе создать 750’000-1’000’000 рабочих мест с высоким уровнем дохода.

Союз органического земледелия готовит концепцию развития производства и рынков органической сельскохозяйственной продукции в Российской федерации. Мы открыты для новых партнеров, будем рады и благодарны за Ваше содействие.

 

 

С уважением,
Исполнительный директор
Союза органического земледелия
Яков Михайлович Любоведский 

Обсуждение закрыто.