Почему будущее за биопродуктами и устойчивым развитием?

21 июля, когда во Франции проходит большая конференция по вопросам сельского хозяйства, Le Monde публикует серию статей, в которых специалисты объясняют — почему будущее за органическими продуктами и устойчивым развитием.

 

Экология и прибыль

Эксперты Арольд Леврель и Дени Куве уверены, что биологическое сельское хозяйство не только экологично, но и прибыльно. Во Франции рынок органических продуктов ежегодно увеличивается на более чем на 10% в последние десять лет.

В 2001 году рынок биопродуктов оценивали в один миллиард евро, в 2016 — уже в семь миллиардов. Земельных участков, где используют методы органического земледелия, за 15 лет стало втрое больше. Соотношение между затратами и доходами более выгодно в органическом сельском хозяйстве, чем в чем в традиционном. И это при том, что субсидий — намного меньше.

Объясняют это в первую очередь активным ростом спроса на биопродукты. В 2016 году девять из десяти французов покупали органические продукты, 15% французов покупают их каждый день.

Специалисты отмечают также, что экологическое земледелие способствует трудоустройству: в этой сфере требуется больше ручного труда, чем в традиционном производстве.

Биологическое сельское хозяйство может прокормить всю Францию, и это будет стоить не намного дороже, чем традиционное производство, — полагают Арольд Леврель и Дени Куве.

Питание как зеркало социального неравенства

Глава Национального продовольственного совета Франции Гийом Гаро в свою очередь призывает европейские страны поддержать переход сельского хозяйства к принципам устойчивого развития.

По его словам, питание — это зеркало социального неравенства. И чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть в каких регионах больше всего людей страдают ожирением. Во Франции в этих же самых регионах у людей меньше доходов и ниже уровень образования.

«Десятки лет мы только и занимались тем, что производили и производили все больше и больше, чтобы гарантировать продовольственную независимость. А потребитель и его питание часто отходили на второй план», — пишет Гийом Гаро.

Он призывает выстроить политику «продовольственной справедливости» во Франции и во всем Европейском союзе: государство должно поддерживать улучшение стандартов качества на всех уровнях.

Устранить неравенство в этой сфере, по его словам, невозможно без того, чтобы прививать детям привычки здорового питания. А во Франции, где с таким трепетом относятся к кулинарному искусству, это само собой напрашивается.

 

Глава Национального продовольственного совета подчеркивает, что к устойчивому развитию невозможно перейти без согласования норм на общеевропейском уровне. По его словам, позиция ЕС, например, по эндокринным дизрапторам — веществам, нарушающим работу эндокринной системы, — противоречит логике развития. Еврокомиссия не стала их запрещать, к чему призывают многочисленные НКО.

Гийом Гаро считает, что ничего не получится и без отказа от погони за низкими ценами, что пагубно сказывается как на доходах фермеров, так и на качестве продуктов.

Выдержать конкуренцию с Amazon и Alibaba

С Гийомом Гаро соглашается глава сети супермаркетов и гипермаркетов E. Leclerc Мишель-Эдуар Леклер. Он считает, что сельское хозяйство должно выйти из спирали конкурентной борьбы и низких цен. А промышленность и розничная торговля должны сосредоточиться на ассортименте, маркетинге, клиентах, а не на юридических формальностях, которые в последнее время стали слишком многочисленными.

По словам главы французской сети супермаркетов, сейчас подходящий момент: еще никогда покупатели не высказывали так явно желание качественных изменений. Выбор французов все чаще падает на органические продукты или продукты местного производства (конечно, при условии доступных цен). Именно благодаря этому разнообразию своего ассортимента гипермаркеты выдерживают конкуренцию с интернет-сервисами Amazon или Alibaba, которые приходят на рынок.

 

Мишель-Эдуар Леклер при этом раскритиковал намерение правительства первым делом повысить цены на сельскохозяйственную продукцию с тем, чтобы улучшить финансовое положение фермеров. Глава сети супермаркетов полагает, что это «искусственное» и даже «волюнтаристское» решение: все равно, что поставить телегу вперед лошади. Платить дороже? Почему бы и нет, но зачем? По его словам, президентские выборы — это возможность изменений, но сами по себе выборы не увеличивают покупательную способность французов.

Источник: http://sozrf.ru/ru.rfi.fr/

Обсуждение закрыто.