Органическая продукция по вкусовым и питательным качествам выигрывает у промышленной. За ней идут покупатели

Ассортимент формируют не торговые сети, а покупатели. И сегодня они хотят натуральной, свежей и полезной продукции, считает Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Имея многолетний опыт управления премиальной торговой сетью, Сергей рассказывает о современных потребительских трендах и о перспективах российской органической продукции на мировом и внутреннем рынке.
NB121049-С-А-Коршунов
Сергей, начнем с глобального. Какие мировые рынки перспективны для российской органической продукции?

Это рынки с высокой покупательной способностью – ЕС, США, Япония. В развивающихся странах органические производители работают на них. Для России еще перспективным является Китай, где растет уровень благосостояния и люди озабочены своим здоровьем. Когда я там был, видел тысячи людей, которые занимаются спортом, правильно питаются. Плюс у них есть представление, что все, что производится в России – экологично, здоровая еда, потому что русские сами здоровые, им даже спортом заниматься не нужно. А то, что производится в Китае – это страшная химия, ее едят только самые бедные люди.

Что необходимо производителям, чтобы выходить на эти рынки?

Маркетинговая поддержка, продвижение. Через торговые представительства, а в Китае и через региональные торговые представительства, которые есть в каждой провинции. Через выставки, через реализацию продукции в торговых сетях, HoReCa. Этот рынок сложный в реализации, есть еще ограничения на ввоз. Например, в Китай закрыт ввоз на большую часть продукции. Этим должны заниматься первые лица государства. Если мы знаем, что для нас экспорт сельскохозяйственной продукции, не только зерна, является стратегическим приоритетом, что мы будем использовать земельную ренту не только в плане нефти, газа и других полезных ископаемых, но и в плане сельскохозяйственной продукции, то государство должно эффективно этим озаботиться. Потому что это всегда договоренности. Очень хороший пример с турецкими помидорами. Для Турции помидоры являются стратегическим пунктом, но они никак не могут добиться их экспорта в Россию.

Несмотря на большой спрос на органическую продукцию, складывается впечатление, что нас не очень-то ждут на этих рынках, не хотят быть зависимыми от России еще и в плане натуральной органической продукции.

Никакой зависимости в органических продуктах от России у развитых рынков нет и никогда не возникнет, они без нас проживут легко. Это очень конкурентные рынки. Не только Россия способна производить такую продукцию. Если бы такой продукции действительно было нужно много много, то ее бы производила Канада или США. Про то, что в США все земли ГМО – заблуждение, на самом деле у них достаточно залежных земель, где можно производить органику. Просто у них нет сбыта, поэтому они и не увеличивают производство. А с развивающимися рынками другая ситуация. Для них все закрыто экономическими барьерами, потому что развитые рынки поддерживают своего производителя.

Что необходимо для развития рынка органической продукции?

Самое первое что нужно – это легализовать органическое производство. Не только в рамках закона, но и контроля, который будет осуществляться за производством. Выделения кодов ТНВЭД, других элементов статистики, получить возможность экспортировать. Тогда рынок заработает. Это не финансовая поддержка, не какие-то вложения. Это регламентирующее сопровождение, которое должно делать государство.

Какой рынок быстрее сработает – экспорт или внутренний?

Конечно экспорт. Это не зависит от производителей. Это зависит от уровня благосостояния граждан нашей страны. Чем больше мы продадим на экспорт, тем быстрее повысится благосостояние граждан и их покупательная способность. Пока мы не достигнем уровня благосостояния, сопоставимого с развитыми странами, до этого времени рынок органики у нас будет проседать. Также будет проседать уровень технологического развития и культуры производства. Как по пирамиде Маслоу, пока человек заботится о своей безопасности, ни о какой культуре и саморазвитии он заботиться не может. Потому что ему надо решить проблему безопасности. Ему надо поесть, чтобы выжить.

Какие органические продукты вы считаете наиболее перспективными для реализации на внутреннем рынке через торговые сети?

Любые. Вопрос их конкурентности и цены, чтобы она была приемлема для покупателя. Восприятие органики сегодня – это восприятие продукта с ценовым уровнем выше среднего. Те торговые сети, которые воспринимаются по ценовому уровню как средние или ниже средних, не могут продавать органику, она для них потенциально не интересна. В тех торговых сетях, которым интересна органика, наиболее востребованными будут свежие продукты и санкционные. Большую перспективу имеют также экологические овощи, фрукты локальные, которые могут производиться в соответствии с органическими приемами, но не иметь статус органических. Это фермерские продукты с коротким сроком реализации, которые могут конкурировать с импортными, а по качеству лучше. Фермерское производство должно быть полного цикла от посева до готового продукта.  Такие продукты на внутреннем рынке будут иметь такой же эффект, как и органика. Фермер сам должен выращивать корма, следить за их качеством, сам содержать своих коров и сам же производить продукцию из молока. И тоже самое растениеводство. Чтобы не получилось, что это КФХ Пупкин, которое купило у соседей картофель, в лучшем случае его помыло и продало. По ОКВЭД переработка – это тоже сельхоздеятельность. Поэтому переработчики имеют статус КФХ, но это не полный цикл. Полный экологизированный цикл сельхозпроизводства на внутреннем рынке – это хорошо, это соответствует сегодняшним потребностям. А потребностям внешнего – не соответствует.

Сельхозпроизводителям необходимо понять, что если вы добавляете элементы биологизации в производство, то по органолептике, т.е. вкусовым качествам, ваша продукция будет выигрывать у промышленного сельского хозяйства. За вашей продукцией пойдут покупатели. А если пойдут покупатели, то и сети будут ставить на реализацию. Потому что, открою тайну, ассортимент определяют не сети, а покупатель. Так было раньше, в 90-е годы, когда я только начинал заниматься ритейлом, производители еще это помнили. Но за последние 15 лет сети передавили производителей. Сегодня производители ориентируются на сети, а это неправильно. На самом деле сети играют в игру, что они формируют спрос. Это не так. Сети не формируют спрос. Они с производителями говорят так. Это они переиграли. И покупателя и производителя.

Что же сегодня хочет покупатель?

Союз органического земледелия в этом году проводит всероссийское исследование рынка органического сельского хозяйства и биологизации земледелия, в рамках которого мы опрашиваем и торговые сети и покупателей. Мы видим, что людей, в первую очередь волнует собственное здоровье и здоровье близких людей. Но их рацион и понимание здорового питания имеет свои особенности. Многие потребители относятся к органике как к БАДам. Что это некая полезная добавка к еде. Хотя это должно быть полноценным сбалансированным рационом. Локальные сезонные органические продукты – это самая лучшая еда. Вы выросли в этом регионе, вы эту продукцию ели, ваши предки ели. Сезонный продукт вырос максимально естественным образом на открытом грунте, с минимальным применением удобрений. А если он еще при этом органический – то он становится еще более полезным. Он биологический полноценный. Если вы едите органическое манго из Тайланда, где сейчас сезон, оно наверное будет вкусным, потому что в нем полно витаминов и микроэлементов. Только для системы пищеварения человека, который живет в Москве большую часть жизни, органическое манго, вполне возможно, будет являться сильным аллергеном. Стрессовым фактором в его организме. Сезонные местные яблоки, даже не органические будут более полезны, чем это манго. Например, есть люди, которые дают детям с утра стакан свежевыжатого апельсинового сока, но он они не понимают, что дают ребенку очень большую дозу сахара. Это апельсин, специально выращенный для сока. Лучше дать ребенку яблоко, тогда и витамин С он получит и не будет сахарного удара. Потребителям не хватает качественной информации о том, что из себя представляют органические продукты, чем они полезны и как правильно сбалансировать рацион. Чем образованнее будет потребитель, тем быстрее будет развиваться рынок органических и экологических продуктов.

Банки овощи

Обсуждение закрыто.