Предложения от профессионального сообщества к законопроекту о производстве органической продукции

Нормативно-правовую базу в сфере органического сельского хозяйства российские экопроизводители ждут уже более 10 лет. Чем же обернулись эти десять лет ожидания?
домик_в деревне

В настоящее время Минсельхоз РФ совместно с Госдумой завершают разработку федерального законопроекта об органическом сельском хозяйстве. Вторая редакция законопроекта была опубликована 17 июля 2013 года на сайте Минсельхоза РФ и разослана на межведомственное согласование. На основе замечаний Министерств, законопроект был доработан, таким образом, это третья редакция законопроекта. В планах Минсельхоза РФ внесение законопроекта в Государственную Думу в декабре 2013 года.

Предложенная версия законопроекта «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» разрабатывалась без учета мнения профессионального сообщества, отраслевых союзов, ассоциаций. Законопроект содержит ряд концептуально ошибочных положений:

1) В законопроекте предлагается установить в России полный государственный контроль (надзор) за всеми процессами производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Предложенная система контроля представляется нецелесообразной по ряду причин:
-Система государственного контроля непрозрачна, во многом субъективна
-Такая система приведет к коррупции
-Такая система требует нецелесообразных финансовых затрат от государства и формирование отдельного штата сотрудников государственного органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор). В отличие от традиционного производства, где контролируется только конечный продукт (достаточно верификации), в органическом сельском хозяйстве контроль осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции (требуется валидация), что создает дополнительную нагрузку на проверяющий орган.
-Запуск и функционирование такой системы требует от государства затрат на обучение и подготовку сотрудников органа, осуществляющего контроль (надзор). На сегодня на госслужбе нет специалистов в сфере органического сельского хозяйства. На данный момент обучение органическому сельскому хозяйству в России отсутствует, компетентных специалистов единицы, все они на производствах. Необходимо будет создание и самой системы обучения сотрудников контролирующих органов.

Во всем мире успешно функционирует система контроля за органической продукцией с помощью независимых систем сертификации с прозрачными требованиями и методиками проверки. Государство лишь определяет общие правила игры и контролирует сертификаторов, ведет реестры сертифицирующих организаций. Ведь правильнее, эффективнее и логичнее контролировать, например, 100 сертификаторов, которые ведут 500 – 1000 своих контрагентов чем, если госаппарт осуществляет контроль за 50000 – 100000 предприятиями.

Предложенная система контроля противоречит другим государственным документам. Предприятия производители органической продукции в соответствии с проектом Федерального закона, находящегося в ГосДуме и прошедшего два чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий», будут относиться к объектам категории минимального уровня негативного воздействия на окружающую среду (экологически безопасные объекты). Во исполнение принятого законопроекта Правительством Российской Федерации подготовлено постановление, согласно которому на экологически безопасных объектах государственный экологический надзор не осуществляется. Подготовленная статья 17 «Государственный контроль (надзор) за производством органической продукции»  будет противоречить указанным проектам нормативных правовых актов.

2) Законопроект «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» не корреспондирует с международными нормами, не признает международные требования к органической продукции и системам контроля за ней.  Это ведет к изоляции российского законодательства в сфере органического земледелия и его полной недееспособности на мировом рынке органической продукции, в то время как у России, по оценкам ФГУП «ВНИИ АГРОЭКОИНФОРМ», экспортный потенциал в сфере органической сельскохозяйственной продукции составляет 300-400 млдр рублей.

3) В требованиях к предприятиям по производству и реализации органической продукции не должно быть требования по материально-техническому обеспечению. Большинству мелких и средних сельхозпроизводителей для выполнения требований потребуются значительные финансовые затраты, которыми они не располагают. В органическом сельском хозяйстве используется много ручного труда и технологии позволяют обходиться без специального оборудования, что является одним из плюсов для мелкого и среднего производителя. В сфере дикоросов материально-технического обеспечения вообще не требуется. Материально-техническими требованиями закон отсекает мелкого и среднего сельхозпроизводителя, а ведь именно он по сложившейся во всем мире практике должен стать основным двигателем органического земледелия. Это значит, мы лишаем его шансов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а фактически шанса на выживание села в условиях диспаритета цен в сельском хозяйстве.

4) Документ подтверждающий статус органической продукции и органического производства должен выдаваться сроком на 1 год, а не на 3 и на 5 лет как предлагается в законе.

5) Необходимо расширить полномочия регионов, так как различные почвенно-климатические  условия определяют специализацию и производственное направления  деятельности предприятий, а также  специфику технологий производства сельскохозяйственной продукции. Наряду с национальными необходима  разработка  региональных стандартов производства органической продукции с учетом конкретных агроландшафтов и социально-экономической ситуации. Завязывать всё на федеральные государственные органы не целесообразно.

6) В законопроекте  «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» отсутствует статья об участии союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии органического сельскохозяйственного производства. Если специалисты в сфере органического сельского хозяйства не будут принимать участие в развитии нормативно-правовых актов для своего сектора, то это будут не жизнеспособные документы оторванные, а зачастую противоречащие реальности. Если будет установлена монополия бюрократов, то как следствие будет развиваться коррупция.

 

Выводы:
Реализация законопроекта «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»
на территории России создает систему, которая существенно ограничивает развитие органического сельского хозяйства России. Законопроект способствует образованию благоприятной среды для коррупции и недобросовестной конкуренции. Реализация законопроекта потребует значительных нецелесообразных финансовых затрат от государства.

Предложения

Союз органического земледелия предлагает доработать законопроект с учетом следующих предложений:
1)Систему контроля за органической сельскохозяйственной продукцией представить в законопроекте следующим образом: государство аккредитовывает и контролирует независимые органы сертификации за органической сельскохозяйственной продукции, ведет реестр систем и органов сертификации. Контроль за органической сельскохозяйственной продукцией осуществляется через аккредитованные системы и органы сертификации, они же ведут реестры производителей такой продукции и предоставляют информацию государственному органу власти для осуществления контроля и надзора на федеральном уровне;
2) Добавить в законопроект механизмы признание международных требований к продукции и систем контроля за органической (экологической) продукцией;
3) Расширить полномочия региональным органам власти в сфере органического сельского хозяйства;
4) Добавить пункт о возможности профильных союзов (ассоциаций) принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, методических рекомендаций в области  развития  органического сельскохозяйственного производства;
5) Убрать требования к материально-техническому обеспечению к предприятиям по производству органической продукции;
6) Параллельно с законопроектом принять Национальный стандарт (ГОСТ) на органическую сельскохозяйственную продукцию.

 

Союз органического земледелия направил официальные письма с правками и комментариями к федеральному закону об органическом сельском хозяйстве в Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития РФ, в аграрный комитет Совета Федерации РФ, председателю комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирине Яровой, лично членам Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Депутатам: Панкову Николаю, Хайруллину Айрату, Черкасову Кириллу, Доронину Сергею, Школкиной Надежде, Богомазу Александру, Борцову Николаю, Максимовой Светлане, Рулькову Евгению, Тычинину Андрею, Федяеву Павлу. Ответа не последовало.

Радует, что в последние месяцы наконец-то наметилась тенденция к консолидации профессионального сообщества, созданию профессиональной среды, к обмену опытом, знаниями, научными наработками. Только совместными усилиями возможно лоббировать интересы отрасли, находить решения, которые подходят различным регионам России, совершенствовать наработки и научную базу.

Мы публикуем некоторые комментарии экспертного сообщества о федеральном законе об органическом сельском хозяйстве:
Редакция проекта ФЗ о оганичекой продукции с правками и комментариями Союза органического земледелия
МСХ Тульская обл
Оренбургская обл
МСХ Республики Карелия
Экологический союз Санкт-Петербург
ЛуКа_Набережные Челны
СПАУ_комментарии к законопроекту
РОО АСПИРСТ — Замечания к проекту ФЗ
Александр Лагутин (Луховицы) -вопросы по закону
ООО Живое земледелие
Кировская обл _ Биогумус
СПАУ_правки в закон
Кр.край_комментарий о проекте ФЗ об органике2
Великие Луки_правки в закон
Замечания к проекту, КБРОО Центр органического земледелия, г.Нальчик
ФБУН Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского
Принципиальные моменты по концепции законопроекта

Просьба направлять предложения к законопроекту «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты РФ»

Обсуждение закрыто.